top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Единственный из 11 | Эдвард Дмитрык, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


В истории он навсегда останется единственным из одиннадцати членов т.н.

"голливудской десятки" *

... кто дал показания Комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности.

В 1945-м году она не только дал показания против самого себя, но ещё и назвал имена 26-ти бывших членов американской компартии в Голливуде.

Его показания послужили основой нескольких судебных процессов и привели к расширению чёрных списков, а в последующем создали для него самого сильнейшую атмосферу остракизма среди коллег.

* - Почему не десять, а фактически одиннадцать человек и даже больше попали в черный список на запрет работать по кино профессии, читайте в этом посте раздел "Путь в изгои".

 

Американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и писатель-публицист русского (RU) происхождения Эдвард Дмитрык (Edward Dmytryk) родился 4 сентября 1908 года в г. Гранд-Форкс, Британская Колумбия, Доминион Канада (ныне Канада).

Встречающихся вариантов написания его фамилии на русском языке - три:

  • Дмитрык, Дмытрык, Дмитрик.

Канадское гражданство на американское Эдвард Дмитрык сменил в возрасте 31 год, в 1939-м.

Эдвард Дмитрык - номинант на премию Оскар в категории "лучший режиссер", за фильм "Перекрёстный огонь" ("Crossfire", 1947).

Прим. КиноБлога. За этот же фильм Эдвард Дмитрык получил награду на Каннском международном кинофестивале в 1947-м году, как за лучший социальный фильм ('Prix du meilleur film social').

В 1955-м году Эдвард Дмитрык был номинирован Режиссерской гильдией США (DGA) за выдающиеся достижения в режиссуре кино (Outstanding Directorial Achievement in Motion Pictures).

Эдвард Дмитрык - обладатель персональной звезды на Голливудской аллее славы.

Про родителей и семью


Эдвард Дмитрык - из семьи польско-украинско-австро-венгерско-российского происхождения.

Учитывая кровную и территориальную составляющие вопроса.

Мать - Франсис Дмитрык (Frances Dmytryk, в девичестве Березовская (Berezowski)), полька по национальности, формально - с территории Российской империи, чьей частью в те годы была Польша, называвшаяся в ее составе Польским королевством.

Отец - Михаил Дмитрык (Michael Dmytryk), украинец по национальности, формально родом с территории Австро-Венгрии, чьей частью была Тернопольская область в те времена и которая называлась Тарнопольской губернией.

Прим. КиноБлога. Село Буряковка - которое американские Дмитрыки считают местом своего происхождения по мужской линии, сегодня является административным центром Буряковского сельского совета, Залещицкий район, Тернопольская область, Республика Украина. Население составляет меньше 1 тыс. человек. Датой основания считается 1666-й год. Почти все годы это село находилось на оспариваемых и периодически переходящих из рук в руки территориях. В спорах в разные годы участвовали Речь Посполитая, Великое Княжество Литовское, Австро-Венгрия, Галиция и Лодомерия и конечно же Российская империя. Перед эмиграцией в начале 20-го века на Американский континент Буряковка или Бураковце являлось частью Австро-Венгрии, населялось в основном поляками, украинцами и евреями и борьба за местные привилегии велась между представителями этих трех наций.

Семья, в которой родился и рос Эдвард Дмитрык, была бедной.

После переезда из Канады в США семья Дмитрыков осела сначала в Сан-Франциско. Затем перебралась в Лос Анджелес.

Когда мать Эдварда Дмитрыка умерла, отец женился повторно.

1-я супруга Эдварда Дмитрыка - Мадлен Робинсон (Madeleine Robinson), период брака 1932–47, развод;

1 ребенок в 1-м браке - сын, Михаил Дмитрык (Michael J. Dmytryk, 1941, Лос Анджелес -), ассистент режиссера на таких известных американских сериалах как "Фэлкон Крэст" ("Falcon Crest", 1981-1990) и "Прикосновение ангела" ("Touched by an Angel", 1994-2003).

2-я супруга Эдварда Дмитрыка - Джин Портер (Bennie Jean Porter, 08.12.1922, Сиско, Техас - 13.01.2018, Лос Анджелес), американская актриса. Пережила супруга почти на 20 лет, для нее этот брак так и остался единственным. Расписались они 12 июня 1948 года в г. Элликотт (Ellicott City), штат Мэриленд.

Дети во 2-м браке:

  • сын - Ричард (Richard Dmytryk)

  • дочь - Виктория (Victoria Dmytryk)

  • дочь - Ребекка (Rebecca Dmytryk, 20.11.1961 -).

Про образование

В Лос Анджелесе Эдвард Дмитрык учился в Голливудском колледже (Hollywood High School).

Высшее образование Эдвард Дмитрык получил в Калифорнийском технологическом институте.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Как уже знает читатель этого поста Киноблога, семья, в которой родился и рос Эдвард Дмитрык, была бедной. И Эдвард Дмитрык с 14-ти лет зарабатывал на жизнь продажей газет на улицах.

Затем Эдвард Дмитрык смог устроиться посыльным на киностудию «Парамаунт» в Лос Анджелесе, вернее, на студию Famous Players-Lasky (прим. КиноБлога: так называлась компания будущий со-учредитель Paramount Pictures).


Параллельно учась в колледже, Эдвард Дмитрык зарабатывал тогда посыльным на Парамаунте по 6 долларов в неделю.

Затем он пробрался в помощники механиков киноаппаратных.

А с 1929-го, т.е. в 21 год, он уже ассистент у монтажеров на Парамаунте.

1-й известный фильм, где подтверждено участие Эдварда Дмитрыкак как помощника монтажера - это музыкальная мелодрама "Танец жизни" ("The Dance of Life", 1929), а компания уже называется как и сейчас - Paramount Pictures.

На следующий год, в 1930-м, Эдвард Дмитрык уже официальный монтажер - в комедии студии Парамаунт - "Только отбросы работают" ("Only Saps Work", 1930).

Следующие 5 лет Эдвард Дмитрык работал редактором, монтажёром, оператором, помощником режиссёра.

А в 1935-м году 26-ти летний Эдвард Дмитрык поставил свою 1-первую киноленту как режиссер:

вестерн «Ястреб» ("The Hawk", 1935). Но снял её он не на Парамаунте, а не независимой студии Herman Wohl Productions, где рискнули пригласить на пост режиссера монтажера с Парамаунт. Там так, видимо, обрадовались заполучению спеца с Парамаунта, что на радостях перепутали буквы фамилии режиссера в титрах. Так на один фильм она стал Эдвард Димтрык (Edward Dymtryk).

Вы еще более удивитесь, когда узнаете, что монтажером "Ястреба" выступил... сам Эдвард Дмитрык.

Чтобы "раздвоиться", он в титрах в строке монтажер указал себя как Мо Миллер (Moe Miller).

Кстати, "Ястреб" оказался 1-м и последним фильмом в фильмографии Эдварда Дмитрыка, где он выступил сразу в 2-х своих основных кино профессиях - режиссером и монтажером.

Прим. КиноБлога. В 1937-м фильм "Ястреб" был выкуплен другим независимым продюсером Джеем Кендисом (J.D. Kendis), и перевыпущен на студии Jay Dee Kay Production под названием "Хвост ястреба" ("The Trail of the Hawk").

На студии Парамаунт Эдвард Дмитрык доберется до режиссуры и получит запись в титрах как режиссер-постановщик через 4 года после режиссерского дебюта, на фильме в жанре криминальный боевик "Телевизионный шпион" ("Television Spy", 1939). Музыкальный директор фильма - Борис Мороз, кино эмигрант из Санкт-Петербурга.

Путь в изгои

В 1944-м году Эдвард Дмитрык вступил в Коммунистическую партию США. Левые политические взгляды режиссёра нашли отображение в его отношении к кинематографу вслед за его пацифистскими кинокартинами, а потом сослужили ему плохую службу в кинокарьере.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. «Фильмы, хорошие или плохие, я делаю куда больше для народа, чем для элиты. Хотя надеюсь, что я никогда не оскорбил вкуса интеллектуалов».

Политическая ангажированность его фильмов, а не членство в Компартии США, послужила первопричиной для репрессий против Эдварда Дмитрыка в ходе развязанной после окончания 2-й мировой войны маккартистской травли левых интеллектуалов. Только затем всплыло его признание в членстве в Компартии США.

19 "киношников" вызвала на доклад эта Комиссия, 10 человек отказались, сославшись на свое право хранить молчание и на свободу слова.

25 ноября 1947 года руководители голливудских студий обнародовали «чёрный список» из 10-ти известных кинематографистов, отказавшихся давать показания Комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности (комиссия Маккарти).

Прим. КиноБлога: Комиссия Маккарти (McCarthy) официально называлась the House Un-American Activities Committee или HUAC. Про эту Комиссию подробнее можно прочитать в посте КиноБлога про американского сценариста русского происхождения Джо Сверлинга.

В "список десяти" вошли:

  1. режиссер и сценарист Эдвард Дмитрык,

  2. сценарист Альва Бесси (Alvah Bessie),

  3. сценарист Лестер Коул (Lester Cole),

  4. сценарист Ринг Ларднер-младший (Ring Lardner Jr.),

  5. сценарист Джон Хоуард Лоусон (John Howard Lawson),

  6. сценарист Альберт Мальц (Albert Maltz),

  7. сценарист Сэмуэль Орниц (Samuel Ornitz),

  8. сценарист Далтон Трамбо (Dalton Trumbo),

  9. режиссёр и сценарист Герберт Биберман (Herbert J. Biberman),

  10. продюсер и режиссёр Эдриан Скотт (Adrian Scott).

За свой отказ докладывать перед Комиссиеей Маккарти «Голливудская десятка» была осуждена на тюремное заключение сроками до одного года.

Эдвард Дмитрык был уволен со студии RKO, где на тот момент он числился в штате, как «красный» и «неблагонадёжный», так и не получив причитавшегося ему жалования.

И приговорен к 6-ти месячному заключению.

Сбежав в 1948-м из США, под страхом тюремного заключения, Эдвард Дмитрык перебрался в Великобританию. Здесь, на берегах туманного Альбиона, поставил 2 фильма:

  • драму «Даждь нам днесь», в американском прокате "Христос в бетоне" ("Give Us This Day" или "Christ in Concrete", 1949) посвящённый тяжёлой судьбе иммигрантов в США, — о предательстве каменщика, ставшего штрейкбрехером, чтобы получить работу;

  • криминальный фильм в стиле нуар "Наваждение" ("Obsession", 1949), музыку к фильму написал знаменитый в будущем итальянец Нино Рота (Nino Rota).

За несколько месяцев до возвращения Эдварда Дмитрыка из британской эмиграции, а именно 15 января 1950 года в Нью-Йорке в Музее современного искусства (Museum of Modern Art или MOMA) состоялась премьера короткометражного документального фильма «Голливудская десятка» (The Hollywood Ten", 1950).

В этом фильме фильме режиссера-документалиста Джона Берри (John Berry, 1917-1999) каждый член Hollywood Ten произнес на камеру короткую речь, осуждающую Маккартизм и голливудский черный список.

Но избежать тюремного заключения в итоге Эдварду Дмитрыку не удалось.

Когда его заграничный паспорт закончился, он в начале 1951-го вернулся из Великобритании в США. И на своей новой родине был арестован и посажен в тюрьму.

Эдвард Дмитрык провел в заключении 4 с половиной месяца в тюрьме в Западной Вирджинии. Как он заявил потом позже, изменил свои взгляды и по "голливудской десятке" и на коммунизм в целом, и решил выступить перед HUAC.

Эдвард Дмитрык пошел на сделку с правосудием. И в итоге 25 апреля 1951 года "слил" HUAC данные на 26 ранее не известных комиссии Маккарти американских киношников-коммунистов.

Показания Эдварда Дмитрыка послужили основой нескольких судебных процессов. И в числе прочих в чёрном списке оказался режиссёр Жюль Дассен.

После того, как режиссера фильма "Голливудская десятка" сдали как коммуниста Эдвард Дмитрык и еще один бывший член коммунистической партии США Фрэнк Таттл (Frank Tuttle), - а сделали они это в обмен на право продолжать работать в США, - Джон Берри не смог найти работу в Голливуде и эмигрировал со всей семьей во Францию.

Так "Голливудская десятка", можно сказать, увеличилась на единицу.

Хотя, если добавить сюда остальных сданных Комиссии Маккарти, то этот список станет уже числом под 40.

Прим. КиноБлога. Джон Берри вернется в США только в начале 1960-х годов, после того, как в 1960-м запрет на работу в Голливуде для печально известной "Голливудской десятки" будет неформально снят.

В результате сделки с правосудием Эдварду Дмитрыку позволили снова снимать кино, однако голливудские друзья и знакомые подвергли режиссёра длительному остракизму.

Конечно, было за что подвергнуть открытому забвению Эдварда Дмитрыка, - что на долгие годы сделали его многие коллеги в Голливуде, - потому что помимо признания собственного 2-х летнего участия в деятельности Американской компартии (1944-1945), и "сливания" имен 26-ти бывших членов партии в Голливуде, Эдвард Дмитрык показал, что Джон Хоуард Лоусон, Эдриан Скотт, Альберт Мальц и другие заставили его как режиссера включить пропагандистские материалы в его собственные фильмы.

Первым, кто не только рискнул нанять Эдварда Дмитрыка после "стукачества" Конгрессу США, но и решил снять с ним сразу несколько фильмов, стал независимый продюсер Стэнли Крамер (Stanley Kramer).

В период 1952-го - 1954-го годов, сначала на своей Stanley Kramer Productions, а затем для мейджора Columbia Pictures Стэнли Крамер спродюсировал 4 режиссерских киноработы Эдварда Дмитрыка:

  • "Снайпер" ("The Sniper", 1952)

  • "Восемь железных мужчин" ("Eight Iron Men", 1952)

  • "Жонглёр" (The Juggler", 1953)

  • "Восстание Кейна" ("The Caine Mutiny", 1954)

Можно сказать, для начинавшего тогда свое восхождение Стэнли Крамера ставка на Эварда Дмитрыка оказалась рискованно-удачной.

Например, "Восстание Кейна" ("The Caine Mutiny", 1954), оказался 2-м в Штатах фильмом 1954-го года по кассовым сборам, а на церемонии Оскар в 1955-м году получил 7 номинаций, в том числе и в категории "лучший фильм года".

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри


Активная карьера Эдварда Дмитрыка в кино длилась с перерывами:

  • 47 лет, с 1929-го по 1975-й год.

Переломным моментом стало попадание в "голливудскую десятку" (см. выше).


А 2-й период творчества Эдварда Дмитрыка включает 25 фильмов.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Сам же Эдвард Дмитрык считал, что творческие силы покидают его: «Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре, а только как об одном из „голливудской десятки“».

Впервые прославился Эдвард Дмитрык благодаря 2-м антифашистским фильмам, снятым на студии RKO Radio Pictures:

  • «Дети Гитлера» ("Hitler's Children", 1943), о формировании нацистских взглядов у немецкой молодёжи;

  • «Перекрёстный огонь» (1947), в котором выступил против антисемитизма, и за который он получил уже упомянутую выше Оскаровскую номинацию; музыкальный директор фильма - Константин Бакалейников.

Эдвард Дмитрык как режиссер-постановщик "отметился" на ведущих голливудских студиях того времени: Paramount, Columbia, RKO, Universal, 20th Century Fox.

В фильмах Эдварда Дмитрыка снимались такие голливудские звезды как: Кирк Дуглас, Хамфри Богарт, Марлон Брандо, Кларк Гейбл, Ричард Бартон, Джейн Фонда, Брижит Бардо, Элизабет Тэйлор, Шон Коннери, Грегори Пек, Энтони Куинн, Роберт Митчем, Лео Мостовой и др.

Общая фильмография Эдварда Дмитрыка –

  • как режиссера в большом кино - 53 фильма;

  • как режиссера короткометражного кино - 3 фильма;

  • как сценариста в большом кино - 1 фильм;

  • как монтажера и ассистента монтажера - 24 фильма;

  • как кино продюсера - 5 фильмов.

На ТВ и для ТВ Эдвард Дмитрык никогда не работал (прим. КиноБлога: появление в качестве героя телепередач и докфильмов КиноБлог не учитывает). Хотя, по иронии судьбы, его 1-й фильм на Парамаунте в качестве режиссера был про ученого, который изобрел телевизионный иконоскоп (см. выше).

Помимо уже упомянутых выше фильмов, наиболее известен зрителям во всем мире Эдвард Дмитрык также по следующим кино проектам:

  • 1955 - криминальный приключенческий боевик "Солдат удачи" ("Soldier of Fortune"), студия "20й век Фокс";

  • 1958 - боевик-драма "Молодые львы" ("The Young Lions"), студия "20-й век Фокс", в роли немецкого полковника - Иван Трайсолт;

  • 1962 - мелодрама "Прогулка по беспутному кварталу" ("Walk on the Wild Side"), студия "Columbia Pictures", в главной мужской роли - родившийся в Литве Лоуренс Харви;

  • 1965 - мистический триллер "Мираж" ("Mirage"), студия "Universal Pictures", один из 2-х художников-постановщиков - Александр Голицын;

  • 1968 - американо-итальянская военная историческая драма "Битва за Анцио" ("Lo sbarco di Anzio"), студия "Columbia Pictures", в одной из главных ролей - Питер Фальк.

Франко-итало-западногерманская криминальная драма "Синяя борода" ("Bluebeard", 1972), снятая Эдвардом Дмитрыком в Венгрии и Италии, - это единственный фильм, где он получил строчку в фильмографии как сценарист. Продюсеры фильма - Александр Залкинд и Илья Залкинд. Фильм еще примечателен тем, что в нем вместе с голливудской кинозвездой Рейчел Уэлш снялась 1-я супруга Алена Делона актриса Натали Делон (Nathalie Delon).

Последние 2 фильма как режиссер Эдвард Дмитрык снял в 1974-м и 1975-м годах:

  • в 1974-м на Гавайах - американскую независимую драму "Он мой брат" ("He Is My Brother", 1975) американского писателя, сценариста и продюсера русского происхождения Джеймса Полакова (James Polakof).

  • весной 1975-го в Италии - британский триллер "Человеческий фактор" ("The 'Human' Factor", 1975). Музыку к фильму написал Эннио Морриконе, а в одной из главных женских ролей снялась французская актриса русского происхождения Хайди Политофф.

В 1975-м 66-ти летний Эдвард Дмитрык ушел из индустрии кино.

Прим. КиноБлога. В 1969-м он снимет 3-ю и последнюю свою короткометражку - "Не только чужие" ("Not Only Strangers", 1979), в этой работе для своих студентов в Остине он в главной роли снял Марсию Харден (Marcia Gay Harden), которая в 2001-м она получит Оскара в номинации " лучшая женская роль второго плана".

Про про увлечения

В 1970-х годах Эдвард Дмитрык, уйдя из киноиндустрии, преподавал в Техасском университете, г. Остин (the University of Texas, факультет Radio-Television-Film), в университете Южной Калифорнии (the University of Southern California или USC).

Вместе со своей 2-й супругой, увлекшейся писательской деятельностью, увлекся ею и сам Эдвард Дмитрык. Вместе с ней он написал и опубликовал в 1979-м свою 1-ю книгу: "Актерская игра на экране" ("On Screen Acting").

Затем он написал еще несколько книг на английском языке о киноискусстве, собственно, о тех кино профессиях, которые хорошо знал изнутри сам.

В 1984-м он опубликовал книгу:

"На тему кино режиссуры" ("On Screen Directing").

В 1985-м сразу 3 книги:

  • "On Film Editing: An Introduction to the Art of Film Construction" («О монтаже фильмов: введение в искусство кинопроизводства»)

  • "On Screenwriting" ("На тему написания сценариев")

  • "On Filmmaking" ("На тему кинопроизводства").

И последнюю книгу при жизни - в 1988-м:

  • "Кино: концепт и практика" ("Cinema: Concept and Practice").



Последний путь


Эдвард Дмитрык умер от сердечной и почечной недостаточности в возрасте 90 лет. Случилось это печальное событие 1 июля 1999 года в г. Энсино, Калифорния, США.

Прим. КиноБлога. В городе Энсино когда-то располагалось RKO Encino Ranch - на углу Balboa Boulevard и Burbank Boulevard, съёмочная база студии RKO Radio Pictures, где некоторое время проработал Эдвард Дмитрык, Видимо, тянуло его к местам работы в молодые годы и к студии, которая нещадно уволила его, как только узнала о его коммунистической подноготной.

Похоронен Эдвард Дмитрык на мемориальном кладбище Форест лаун (the Forest Lawn Memorial Park) в Глендейле, северо-восточном пригороде Лос-Анджелеса.

"Соседями" Эдварда Дмитрыка являются многие кинозвёзды Америки, в том числе русские кино эмигранты. Алла Назимова и Дмитрий Тёмкин - одни из них.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page