ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Один из авторов Унесённые ветром

Обновлено: 15 авг. 2021 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз. Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

Будучи подростком, он поработал уличным торговцем газетами - для того, чтобы поддержать семью после эмиграции.

Прим. КиноБлога. По факту он как соавтор входил в группу сценаристов, дорабатывавших каждый свою определённую часть сценария к ставшему культовым фильму "Унесённые ветром" ("Gone with the Wind", 1939). Целых 8 Оскаров и 5 Оскаровских номинаций у этого фильма! Правда, в титрах он указан не был. Как и не были указаны трое других соавторов, помогавших основному сценаристу Сиднею Говарду (Sidney Howard) адаптировать одноименную повесть Маргарет Митчелл (Margaret Mitchell) для будущей экранизации.

 

Американский писатель и сценарист русского происхождения Джо Сверлинг (Jo Swerling) родился 8 апреля 1897 года в г. Бердичев, Киевская губерния, Российская империя (ныне это город в Житомирской области в составе Республики Украина).

Прим. КиноБлога. По сведениям из альтернативных источников датой рождения Джо Сверлинга называется другой год - 1893-й.

Настоящее имя - Иосиф Свирлинг (Joseph Swirling).

Имя Джо образовано как сокращение от написания имени Иосиф по-английски - Jo.

В 1943-м году Джо Сверлинг номинировался на «Оскар» в категории "Лучший адаптированный сценарий" - за сценарий к полнометражной биографической драме «Гордость янки» ("The Pride of the Yankees", 1942).


Номинация была разделена "по-соавторски" с другим сценаристом - знаменитым Германом Манкиевичем (Herman J. Mankiewicz), а первоисточником послужила биографическая новелла американца австро-итальянского происхождения Пола Галлико (Paul Gallico).

Джо Сверлинг придерживался левых взглядов, одно время даже был членом Компартии США (The Communist Party of the United States of America, или CPUSA, основана в Нью-Йорке 31 августа 1919 года). От этого впоследствии и пострадал. Как и почему - читайте этот пост КиноБлога до конца.

Про родителей и семью

Джо Сверлинг родился в еврейской семье.

Семья Джо Сверлинга вынужденно покинула Бердичев, пытаясь не попасть под жернова еврейских погромов, катившихся волнами в те времена по царской России, и перебралась в США в 1901-м году, когда Джо Стерлингу было всего 4 года.

Супруга Джо Сверлинга - Флоренс Сверлинг (Florence Swerling, в девичестве Manson), брак длился с 1928-го года и до самой его смерти в 1964-м году.

Сыновья Джо Сверлинга и Флоренс Сверлинг:

  • Питер Сверлинг (Peter Swerling, 04.03.1929 - 25.08.2000) - известный американский учёный в области радиоэлектроники, один из ведущих в мире теоретиков по радиолокации во 2-й половине 20-го века;

  • Джо Сверлинг-младший (Jo Swerling Jr., 18.06.31 -) - действующий американский телевизионный продюсер; продюсер таких ТВ сериалов, как: "Alias ​​Smith and Jones", "The Rockford Files", "Baretta", "The Greatest American Hero", "A-Team" и "Profit".

Прим. КиноБлога. Из любопытного. Дар распознавания по семейной легенде приписывается папе. Выросший в Беверли-Хиллз, Джо Сверлинг-младший "подавал сигналы" аналитических способностей с юных лет. И тогда Джо Сверлинг-старший на 10-ти летний юбилей своего сына познакомил его с Альбертом Эйнштейном, который посоветовал юному Сверлингу продолжить учебу по математике. Но тот совета не послушал и вошел по стопам отца, в киноиндустрию пошел. Правда, стал продюсером, а не сценаристом.

Про образование

Площадкой для образования Джо Сверлинга фактически стала улица. Жила его семья в районе нижнего Ист-Сайда (Lower East Side) в Нью-Йорке, его родителям жилось в Нью-Йорке туго, и Джо Стерлинг вызвался продавать газеты, чтобы как-то финансово помочь семье.

Каждый день он продавал ежедневные нью-йоркские газеты в старом районе Тендеренн (Tenderloinn), на Бродвее и на Сорок шестой улице.

До кино. По пути театрального драматурга


Поначалу повзрослевший Джо Сверлинг о кино и не помышлял. Торговля газетами привела его на следующую ступень "газетного" мира - в свои 19 лет, в 1916-м году он перебирается в Иллинойс, в Чикаго, где в течение 12-ти лет прослужит в печатной индустрии на могучую издательскую корпорацию Херста (William Randolph Hearst), и где попробует широкий спектр газетных профессий: репортер, редактор, обозреватель, критик.

Джо Сверлинг начал обычным репортером в газете "Ежедневная книга Чикаго" (The Day Book Chicago) - писал уличные заметки. А продолжил в таких изданиях как «Чикаго геральд» (Chicago Herald) и «Экзаминер» (Examiner).

Прим. КиноБлога. Chicago Herald-Examiner - это название газеты "Американец из Чикаго" (The Chicago American, 1900-1974), выпускавшейся в издательской империи Уильяма Рэндольфа Херста под таким названием как результат покупки пары других газет с 1918-го по 1939-й год, т.е. до года, когда была произведена консолидация активов и газета продолжила существование под другими именами, а затем и под другими собственниками вплоть до 1974-го года.

Кстати, не только перед началом карьеры драматурга, но и уже будучи даже кинодраматургом, Джо Стерлинг успел поработать журналистом и репортером на пару таких ныне престижных американских изданий как "Вэнити Фейр" (Vanity Fair) и, вплоть до 1964-го года, - корреспондентом в "Вэраети" (Variety).

Прим. КиноБлога 1. Американский журнал "Vanity Fair" (что в переводе с английского - «Ярмарка тщеславия») - ежемесячное цветное издание, посвящённое политике, моде и массовой культуре. Существует с 1913-го года с перерывами: 1913-1935 и 1983-настоящее время. Образовался журнал в Нью-Йорке, - если вкратце, - так: в 1913-м году американский издатель франко-немецкого происхождения Конде Наст (Condé Montrose Nast) приобрел модный мужской журнал Dress и переименовал его в Vanity Fair. С 1983-го года издаётся компанией Condé Nast Publications в нескольких странах.

Прим. КиноБлога 2. «Variety» (что в переводе с английского - "разнообразие") - сегодня один из 2-х ведущих американских периодических изданий, освещающий события в мире шоу-бизнеса. Выходит с 1905-го года в Нью-Йорке, с 1933-го года — в Лос-Анджелесе. Издается еженедельно, а изданием владеет издательский дом Elsevier.

В "Чикаго Геральд-Экзаминер" Джо Сверлинг одно время вел колонку "Воскресные новости театров и их работников" (“Sunday News of the Theatre and Its Workers”) и соседствовал столами с американским журналистом и будущим знаменитым драматургом и сценаристом Чарльзом МакАртуром (Charles MacArthur).

Может, общение с Чарльзом Макартуром и добавило Джо Сверлингу уверенности в собственных творческих стенаниях, это мы уже вряд ли узнаем достоверно, но Джо Сверлинг начал писать пьесы и регистрировать на них авторские права еще в 1915-м году. Среди ранних работ Джо Сверлинга значатся зарегистрированными на него следующий рассказ и пьеса:

  • "Typo Tales and Verses", Ertman (Chicago, IL), 1915;

  • "One of Us" (play; produced in New York, NY, 1918), S. French (New York, NY), 1929.

Известно, что одной из первых ступенек в кинобизнес для Джо Сверлинга стал его отзыв в своей популярной газетной колонке, которую он вёл на основе биографий знаменитых звезд водевилей. Отзыв был написан на музыкальную комедию "Галлахер и Шейн" (Gallagher and Shean) и опубликован.

Прим. КиноБлога. В период с 1912-го по 1925-й год 2-х частная комедийная пьеса "Галлахер и Шейн" была очень успешным бродвейским музыкальным проектом дуэта, состоявшего из Эдварда Галлахера (1873-1929) и Аль-Шина, чье настоящее имя Авраам Элиэр Адольф Шонберг, (Abraham Elieser Adolph Schönberg, 12.05.1868 - 12.08.1949).

Авраам Шонберг, будучи дядей (по материнской линии) уже получившим известность как комики братьям Маркс, и свёл Джо Сверлинга с братьями. И Джо Сверлинг начал в 1920-м году карьеру драматурга - с ранних комедий для братьев Маркс, в их числе - пьеса "Золушка с улицы" ("Street Cinderella").

Прим. КиноБлога. Братья Маркс (Marx Brothers) — пять братьев (Chico Marx, Harpo Marx, Groucho Marx, Gummo Marx и Zeppo Marx), популярные комедийные артисты из США, специализировавшийся на «комедии абсурда» — с набором драк, пощёчин, флирта и «метания тортов». Родились в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из Франции и Германии. Прославились как в постановках водевилей на Бродвее, так и затем в раннем голливудском кино (1929-1959). В Америке Братьев Маркс ставят в один ряд с такими звездами тех эпохи и жанра как Чарли Чаплин и Бастер Китон.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Сценарий своего первого фильма - «Юморной риск» ("Humor Risk", 1921) - Джо Сверлинг написал в 1921-м году.

Это была 20-ти минутная комедийная короткометражка, написанная Джо Сверлингом для братьев Маркс в качестве актеров, снятая французским эмигрантом Валлетом (A.H. Vallet) и поставленная американцем Ричардом Смитом (Richard Smith). Фильм снимали в Форт Ли, штат Нью-Джерси.

Ричард Смит был к тому времени уже опытным режиссером, "Юморной риск" стал 17-м по счету его фильмом.


Но и это фильм не спало. Фильм показали лишь раз. А далее, как гласит легенда - один из братьев Маркс (его звали Groucho Marx), был так раздосадован художественным качеством немой комедии, что попросту сжег негатив. И фильм с тех пор считается утраченным.

Прим. КиноБлога. Фильм «Юморной риск» в фильмографии Джо Сверлинга занимает несколько строчек со словом единственный:

  • единственный немой фильм;

  • единственная короткометражка;

  • единственный снятый по его сценариям, но не дошедший до широкого экрана.

Карьера в кино и на ТВ. Этап 1-й - наполовину голливудский

Между 1-й попыткой "зайти в индустрию кино", когда кино не только провалилось, а просто не дошло до широкого экрана, и 2-й - первым фильмом широкого проката - пройдет 8 лет (1921 - 1929).

Пьесы рук Джо Сверлинга для братьев Маркс, в отличие от сценария к "Юморному риску", сделали хорошее дело для автора. Его 2 пьесы - музыкальную ("The New Yorkers", 1927) и игровую ("Kibitzer", 1929) взяли в использование будущие голливудские мейджоры.

В общем, первый широкий успех у зрителей как кинодраматургу Джо Сверлингу принесли вот эти 2 фильма:

  1. черно-белый киномюзикл студии Universal сняли в Лос Анжелесе, - "Мелоди Лейн ("Melody Lane", 1927), фильм был известен еще как "Хармони Лейн" ("Harmony Lane"). Для сценария группой авторов была адаптирована пьеса Джо Стерлинга; Фильм, к сожалению, считается утраченным;

  2. черно-белая кинокомедия "Надоедливый" ("The Kibitzer", 1929) студии Paramount, для сценария группой авторов была адаптирована пьеса Джо Стерлинга, совместно написанная с актером Эдвардом Робинсоном (Edward G. Robinson).

Несмотря на то, что румынский кино эмигрант Эдвард Робинсон был одаренным соавтором, ему юридически никогда не было предложено равных прав на первоисточник - пьесу "Надоедливый", которую он предложил переработать Джо Сверлингу и после постановки на Бродвее которая (пьеса) стала очень успешной.

После закрытия пьесы на Бродвее Джо Сверлинг продал права на адаптацию студии Paramount единолично, без согласия Робинсона. Эдвард Робинсон, юридически выбитый из пьесы, до этого думал, что добился успеха, ан нет.


Он и Джо Сверлинг не будут общаться довольно долго, пока 6 лет спустя, они не воссоединятся в Лос-Анджелесе на студии Columbia Pictures в фильме «Весь город говорит» ("The Whole Town’s Talking", 1935). В этой криминальной комедии Джо Сверлинг выступит как один из 3-х авторов сценария, а Эдвард Робинсон снимется в главной мужской роли.

В конце концов, Эдвард Робинсон и Джо Сверлинг смогут похоронить топор войны и возобновят дружбу, с которой они вернутся потом в Нью-Йорк.

Несмотря на личные драмы, секреты и ложь, происходившие за кулисами съемок фильма "Надоедливый", этот кассовый фильм стал средством, которое запустило и Эдварда Робинсона и Джо Сверлинга на уровень кино знаменитостей, и они оба построили необычайно плодовитую и успешную карьеру.

Карьера в кино и на ТВ. Этап 2-й - голливудский

Печально знаменитый обвал бирж на Уолл-стрите послужил для Джо Сверлинга дополнительным катализатором перемены мест, т.к. совпал с приглашением из Голливуда.


И его личные финансовые дела резко пойдут в гору, в отличие от многих других нью-йоркцев и американцев в 1929-м - 1932-м годах.

Прим. КиноБлога. "Обвал Уолл-стит 1929 года" (the Wall Street Crash of 1929), также известный как "Черный вторник (29 октября)&quo