Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Её карьера в кино началась и закончилась за рубежом.
Хотя она сама родилась в царской России. И очень любила фотографироваться с собачками.
Немецкая и русская театральная и кино актриса Лидия Потехина (Lydia Potechina) родилась 5 сентября 1883 года в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне Санкт-Петербург - город в составе РФ).
Творческих псевдонимов не имела.
Прим. КиноБлога. В титрах своего самого первого фильма (читайте пост КиноБлога далее) она появилась под следующим именем: Lydia Potokaja
Полное имя при рождении:
Лидия Анатольевна Потехина.
Прим. КиноБлога. В некоторых СМИ ей ошибочно приписывают отчество Семёновна.
На латинице можно встретить следующие варианты написания ее имени и фамилии:
Lydia Potechina, Lydia Potekhina.
Про родителей и семью
Всё, что пока известно КиноБлогу:
Родители Лидии Потехиной:
отец - Анатолий Антипович Потехин, врач по профессии;
мать - ?
Родной брат отца Лидии Потехиной:
Алексей Антипович Потехин (01 (13) 07.1829, Кинешма, Костромская губерния, Российская империя - 16 (29) .10.1908, Санкт-Петербург, Российская империя), русский драматург и писатель, одно время заведовал репертуарной частью Александринского театра и служил управляющим драматическими труппами русских Императорских театров.
Супруг у Лидии Потехиной был единственный:
Макс Карлович Пфейфер (07.05.1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 05.09.1947, Берлин), российский театральный актёр, антрепренёр, немецкий кинопродюсер.
Прим. КиноБлога. Полное настоящее имя супруга Лидии Потехиной - Макс Карл Альфред Пфейфер (Max Karl Alfred Pfeiffer), был известен под творческим псевдонимом Макс Максин. КиноБлог еще расскажет о нём отдельным постом.
Про образование
По окончании Смольного института благородных девиц Лидия Потехина училась в Императорском театральном училище там же, в Санкт-Петербурге.
Выступала на сцене.
Про эмиграцию
В 1919-м году Лидия Потехина эмигрировала в Германию.
Здесь начала работу по своей специальности - актрисой в театре-кабаре «Дом артиста», открытом в Берлине в декабре 1920-го года.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Работа в театре-кабаре сильно помогла Лидии Потехиной и с обустройством личной жизни, и с попаданием на экран. Она служила в Берлинском театре-кабаре, а другой русский эмигрант и её будущий супруг, в этом же городе владел и управлял другим театром-кабаре - русско-немецким "Голубым сарафаном" (Blaue Sarafan).
В общем, Лидия Потехина вышла замуж за родившегося в её родном Санкт-Петербурге немецкого импресарио Макса Пфейфера, будущего продакшн-менеджера и затем продюсера студии UFA.
Прим. КиноБлога. Из любопытного. Существует версия, что в Берлин они эмигрировали вместе, познакомившись еще в России.
И с 1919-го года много снималась в кино.
Первыми актерскими работами на большом экране для Лидии Потехиной стало участие в съемках следующих немецких немых кинолент:
криминальная драма "Танцовщица Анита Йо" ("Anita Jo", 1919), режиссер - Дмитрий Буховецкий, роль Лидии Потехиной - снайпер Лола (Scharfschützin Lola), в одной из других женских ролей - Эльза Вагнер;
"Раскрепощенное человечество" ("Die entfesselte Menschheit", 1920), эпизодическая роль женщины в толпе.
В этом фильме также в эпизодической роли снялась замечательная актриса австро-немецкого происхождения родом из Черновцов (ныне входит в состав Республики Украина) Мария Фореску (Maria Forescu, 1875-1943), всего в своей карьере успевшая сняться почти в 160-ти фильмах до того трагического момента, когда она по происхождению была арестована немцами в Риге и затем погибла в одном из немецко-фашистских концентрационных лагерей.
Так Лидия Потехина выглядела в 1923-м (см. фото ниже) в роли супруги главного персонажа по имени Эмиль Раффке. Это кадр из немецкого немого черно-белого фильма "Мисс Раффке" ("Fräulein Raffke", 1923). Лидия Потехина стоит рядом с персонажем в пенсне (актер Loni Nest).
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Общая фильмография Лидии Потехиной как актрисы:
аж 80 ролей за всего 13 лет, с 1919-го по 1932-й.
Наиболее известна европейским зрителям Лидия Потехина по следующим кинопроектам:
немецкий немой художественный фильм, драма-фэнтэзи-триллер "Усталая смерть" ("Der müde Tod", 1921), режиссер Фриц Ланг, у Лидии Потехиной - роль хозяйки (Wirtin). Одну из ролей сыграл супруг Лидии Потехиной Макс Пфайфер; Прим. КиноБлога: этим фильмом в своем творчестве вдохновлялись Хитчкок и Бюнюэль;
немой чёрно-белый двухсерийный криминальный триллер режиссёра Фрица Ланга (Friedrich Christian Anton Lang, в 1934-м перебрался в США) "Доктор Мабузе, игрок" ("Dr. Mabuse, der Spieler", 1922), у Лидии Потехиной роль русской дамы (Die Russin);
"Атлеты" ("Athleten", 1925), роль Наталии Стумпер (Natalie Stumper);
"Семья Шимек - Венские сердца" ("Familie Schimeck - Wiener Herzen", 1926), вместе с Ольгой Чеховой (пост КиноБлога об Ольге Чеховой читайте ЗДЕСЬ) и Ксенией Десни (пост КиноБлога о Ксении Десни читайте ЗДЕСЬ).
Лидия Потехина запомнилась своим современникам как характерная актриса.
Она нередко играли тетушек, матерей или свекровей.
Довольно успешная европейская кинокарьера Лидии Потехиной закончилась с приходом звука.
Последними работами киноактрисы Лидии Потехиной в кино стали два звуковых фильма немецких студий Sokal-Film и UFA, вышедшие на экраны Германии в конце ноября 1932-го года:
драма "Бриллиант царя" ("Der Diamant des Zaren", 1932), роль фальшивой Великой княгини. Кстати, роль фальшивого Великого князя исполнил Григорий Хмара, о котором скоро расскажет КиноБлог тоже;
музыкальная мелодрама "Я днем, а ты ночью" ("Ich bei Tag und Du bei Nacht", 1932)
Её супруг Макс Пфайфер выступил в последней упомянутой кинокартине директором по производству.
На фото ниже - Лидия Потехина, снявшаяся в Берлинском фотоателье в 1926-м году.
После кино
Последние 2 года своей короткой жизни Лидия Потехина в кино не снималась. А до эры массового внедрения ТВ просто не дожила.
Последний путь
Лидия Потехина умерла скоропостижно, на 51-м году жизни. Случилось это печальное событие 30 апреля 1934 года в г. Берлин, Германия.
Прим. КиноБлога. Из любопытного. В отдельных российских СМИ встречается ошибочная версия о том, что в 1932-м году Лидия Потехина приняла неожиданное для немецкой аудитории решение и вернулась в Советскую Россию. И умерла в советской Москве 7 апреля 1934 года.
Похоронена Лидия Потехина была на православном берлинском кладбище Тигель.
Прим. КиноБлога. Из любопытного. Немецкий скульптор Вальтер Шульце-Миттендорф спроектировал ее гробницу, но он (памятник гробницы) был украден после 1945 года. Возможная причина - его неоднозначность.
P.S.
Вдовец Макс Пфейфер умер спустя 13 лет после смерти своей супруги - 5 сентября 1947 года.
До разделения Германии на ГДР и ФРГ и до раздела Берлина на Восточный и Западный оставалось еще 2 года.
Макс Пфейфер был похоронен на берлинском православном кладбище «Тегель» рядом с могилой своей супруги.
Обе могилы тогда и сейчас расположены в первом ряду 3-го квартала этого кладбища.
Лидия Потехина (Lydia Potechina) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ