top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Ваше благородие

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


В отличие от многих русских кино эмигрантов, на съемках за границей ему часто доставались благородные роли. И, да, и он - рекордсмен среди русских актеров, кто больше всего (по количеству ролей) снялся в европейском кино в период между 1-й и 2-й мировыми войнами!

 

Французский, немецкий и русский кино и театральный актер, педагог, а также театральный режиссер Александр Мурский (Alexander Murski) родился 1 сентября 1869 года в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне г. Санкт-Петербург - город в составе России и РФ).

Прим. КиноБлога 1. По другим данным Александр Мурский родился на 2 месяца позже - 1 ноября 1869 года.


Творческих псевдонимов Александр Мурский не имел.

Полное имя при рождении:

  • Александр Александрович Мурский.

Его имя и фамилия на латинице интерпретировались в нескольких вариантах:

  • Alexander Mursky, Aleksandr Murskij.

Про родителей и семью


По происхождению Александр Мурский - из русской еврейской семьи.

А вообще, про происхождение, родителей и семью Александра Мурского на данный момент КиноБлогу известно ничтожно мало.

Сниматься в кино он начал очень поздно (см. ниже).

Поэтому даже из кадров кино его молодым не найти.


Фотография справа - эта единственная существующая публичная,

на которой мужчину выдают за Александра Мурского в молодости.



Родители Александра Мурского:

  • отец - Александр Мурский;

  • мать - ?.

Супруга (-и) Александра Мурского:

  • ?

Про образование

Про образование Александра Мурского КиноБлогу не известно на настоящий момент ничего.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Начинал свою творческую карьеру Александр Мурский как театральный актер.

Сначала в г. Вильно (прим. КиноБлога: ныне это город Вильнюс), где он прослужил на сцене Русского театра Литвы

с 1899-го по 1900-й год.

В период 1901-го – 1903-го годов играл в Малом театре в Москве.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Первая постоянная труппа русского театра в Вильнюсе была создана в декабре 1864 года Павлом Васильевым, выдающимся артистом Санкт-Петербургского Императорского Александринcкого театра. В период 1915-го - 1945-го годов театр не работал. Как стационарный театр вновь начал действовать с 21 сентября 1946 года. Ныне - единственный профессиональный театр в Литве, действующий на русском языке. Официально сейчас называется Русский драматический театр Литвы (Lietuvos rusų dramos teatras).



Актерский дебют в кино у Александра Мурского состоялся очень поздно по возрасту.


В кино он дебютировал в 1-й год 1-й мировой войны - в 1915-м году, когда, будучи уже 46-ти лет, Александр Мурский сыграл:

  • в германском мистическом фильме очень продуктивного кино австро-венгерского режиссера (прим. КиноБлога: более 100 срежиссированных фильмов за карьеру) Ричарда Освальда (Richard Oswald) - "Странная комната" ("The Uncanny Room", 1915).

Прим. КиноБлога. В Германии этот немой черно-белый фильм получил известность под немецко-язычным названием - "Der Hund von Baskerville, 3. Teil: Das unheimliche Zimmer" ("Собака Баскервиля, часть 3: Жуткая комната"). Через 14 лет Ричард Освальд вернется к этому же сюжету в кино, и снова позовет сыграть свою роль Александра Мурского.

После этой роли Александр Мурский не появлялся в кино еще 8 лет, вплоть до 1923-го года.

Если не считать съёмок в пропагандистских фильмах в 1918-1919-м годах (см. ниже).

После 1915-го, снявшись в дебютном фильме, Александр Мурский продолжил свою активность на театральной сцене.

Но с 1923-го Александр Мурский вдруг начал сниматься в Берлине с завидной регулярностью.

Про эмиграцию в Европу

Эмигрировал из России в Германию Александр Мурский не сразу после Октябрьского переворота 1917-го года, - как утверждает большинство публичных источников, - а в году 1920-м.


В годы 1-й мировой войны работал в Киевской русской драме, овладел украинским языком, играл роль Хлестакова в «Ревизоре», поставленном Николаем Садовским на украинском языке.


Затем преподавал репертуар в Одесском украинском театральном институте имени Марка Кропивницкого,


Прим. КиноБлога. Одесский театральный институт имени Марка Кропивницкого просуществовал в период 1919-1924 годов.

Осенью 1919-го Александр Мурский отметился там же, на юге Украины в Одессе - съемками в агитационном большевистском фильме "Красная звезда" (1919), который бы снял режиссером Сергеем Цениным на одесской студии "Киносекция Подива 41" и премьера которого состоялась 23 февраля 1919 года.

Прим. КиноБлога. Содержание фильма на сегодня не установлено, т.к. негатив через полгода после премьеры (осенью 1919-го года) был уничтожен белогвардейской контрразведкой в Одессе.

Когда после 1920-го года находился в эмиграции в Германии, то жил Александр Мурский в Берлине.

В феврале 1922-го года Александр Мурский совершил свою 1-ю поездку во Францию - приезжал на гастроли в Париж, играл на сцене вместе с русской театральной труппой в комедии Ференца Мольнара «Дьявол» и ​​(Париж).

Прим. КиноБлога. Потом эти первые французские контакты пригодились Александру Мурскому при бегстве из фашистской Германии.

Здесь в Париже Александр Мурский выступил с антрепризой в Обществе русских артистов и поучаствовал в вечере русского поэта-сатирика Дон-Аминадо (прим. КиноБлога: настоящие имя и фамилия Аминад Шполянский).


Ниже - подпись Александра Мурского, датируемая 1929-м годом:



В 1933-м году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, Александр Мурский был определен нацистами как полноценный еврей и уволен со всех работ.

Поэтому он бежал за границу - в соседнюю и уже знакомую для себя Францию.

Здесь он жил в Париже и активно окунулся в эмигрантскую общественную и культурно-просветительскую деятельность:

  • играл в спектаклях русских театральных режиссеров-эмигрантов;

  • был избран товарищем председателя Союза русских театральных и кинематографических деятелей (1939);

  • стал членом правления Харьковского землячества (1939);

  • участвовал в вечерах Марии Крыжановской и А. И. Долинова;

  • принимал участие в творческих вечерах Одесского и Харьковского землячеств.

Чаше всего русские культурные мероприятия проводились в Париже в Русской консерватории. Существующей, кстати, до сих пор.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Парижская русская консерватория имени Сергея Рахманинова (Le conservatoire russe de Paris Serge-Rachmaninoff) была основана в 1923-м году профессорами Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. У её истоков стоял, прежде всего, Николай Черепнин. Почётным председателем консерватории был избран Сергей Рахманинов. Среди преподавателей первых лет были: Фёдор Шаляпин, Александр Глазунов, Александр Гречанинов. Консерватория - частная, но с 1990-го года субсидируется мэрией Парижа.



Здесь же, в Париже, Александр Мурский дебютировал в качестве театрального режиссера, поставив в Русском театре пьесу А. Н. Островского «Волки и овцы».



Прим. КиноБлога. Историческая справка. Русский театр или Интимный театр Кировой основан в 1925-м году во Франции супругами из России - Диной Кировой, актрисой Суворинского Малого театра в Петербурге, и «белым» офицером, князем Ф.Н. Косаткиным-Ростовским. Эмигрировав из Советской уже России в 1920-м году и прожив 3 года в Сербии, они перебрались во Францию и в череде других дел основали здесь Русский театр. Сегодня считается, что именно с Интимного театра Кировой берет начало история постоянного русского театра в Париже. После первых же спектаклей Интимный Театр стал ведущим эмигрантским театром. Несколько лет – сначала в Медоне, потом в Париже (период 1927-го – 1933-го годов) в этом театре ставились пьесы Островского и другие пьесы, которые были популярны в России на рубеже веков, но также и новые, написанные драматургами в эмиграции. В центре квартала Монпарнас, на «артистической» улице Кампань Премьер, регулярно собиралась верная театру публика – лишенные родины русские изгнанники приходили сюда «помечтать о России». До конца жизни Дина Кирова прожила в эмиграции. Воспоминания написала, когда жила в доме-пансионе для престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, в конце 1940-х – ей тогда было около 60-ти.

Творческая деятельность Александра Мурского более-менее документируется до марта 1940-го года.

Далее его след в прессе и других открытых источниках теряется.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Годы активности Александра Мурского в кино:

  • без учета перерыва - 19 лет (1915 - 1933);

  • после перерыва - 11 лет (1923 - 1933).

Учитывая, что активно в кино он снимался лишь 11 лет, количественно общая фильмография Александра Мурского поражает своей продуктивностью (в среднем по 4-5 фильмов в год):

  • актер в большом кино - 57 ролей;

  • актер в короткометражном кино - 2 роли (1 - в СССР).

Подавляющее число фильмов, в которых снялся Александр Мурский - это фильмы немецкого производства, и в основном это фильмы ведущей немецкой кино компании UFA.

Александр Мурский, в силу возраста и внешности (типажа), прослыл характерным актером - он получал зрительский успех, главным образом, в ролях сановника и уважаемого человека.

Часто Александр Мурский также использовался в качестве "русского" в фильмах, которые ставились в Германии и Франции по русским литературным первоисточникам или по драматическим и историческим сюжетам на русскую тему.

Наиболее всего Александр Мурский остался известен зрителям всего мира по следующим ролям в кино:

  • 1924: роль - г-н Адельскьорд (Mr. Adelsskjold), немецкая немая черно-белая мелодрама про любовный треугольник "Микаэль" ("Michael")

  • 1925: роль - судья, фильм - немецкая черно-белая немая драма «Остров грез» ("Die Insel der Träume"), в одной из ролей также снялся Николай Маликов;

  • 1925: роль доктор Лейд (Dr. Leid), германский фильм в жанре драма - "Безрадостный переулок" ("Die freudlose Gasse"), в других ролях такие звезды как Грета Гарбо, Григорий Хмара, Тамара Гева, Лия Мара, Аста Нильсен и даже графиня Толстая; двое в группе продюсеров - основатель будущей кино продюсерской династии Михаил Залкинд и Роман Пинас, монтаж фильма - тоже русский: Анатоль Литвак и Марк Соркин,

  • 1926: роль - главный прокурор, германский немой фильм-экранизация - "Государственный прокурор Йордан" ("Staatsanwalt Jordan"),

  • 1927: роль - премьер-министр, германская черно-белая немая мелодрама «Любовница губернатора» ("Die Geliebte des Gouverneurs"),

  • 1928: роль - режиссер Эриксен (Direktor Eriksen), германская черно-белая немая мелодрама «Две красные розы» ("Zwei rote Rosen"), художник-постановщик фильма - культовая фигура всего европейского кино Андрей Андреев;

  • 1929: роль - банкир Лерой (Bankier Leroi), германский немой черно-белый приключенческий фильм со съемками в Марокко - "Бегство в иностранный легион" ("Flucht in die Fremdenlegion"), в роли одного из легионеров - Александр Гранач;

  • 1929: роль - Воронцов (Woronzoff), дорогостоящая германская экранизация романа Льва Толстого "Хаджи Мурат" - «Белый дьявол» ("Der weiße Teufel"), режиссер фильма - Александр Волков, съёмки проходили в Ницце, Гренобле и Швейцарии, и использовалась кинохроника Санкт-Петербурга времен царской России, в главной мужской роли - Иван Мозжухин, в фильме на русскую тему собралось много русских кино эмигрантов: снялись также - Ачо Чакатуни, Георгий Серов, Лидия Потехина, Артур Кавара, Алексей Бондырев и Сергей Жаров, один из 3-х операторов - Николай Топорков, художники-постановщики - Александр Лошаков и Владимир Мейнгард, художник по костюмам - Борис Билинский, директор картины - Анатоль Литвак, подтанцовка в кадре - балет Эдуардовой, часть музыки к фильму написал Михаил Левин, будущий Мишель Мишле. Фильм был снят на знаменитой студии UFA, но деньги на фильм привлекли продюсеры родом из Российской империи - Ной Блох и Григорий Рабинович. Этот фильм стал одним из первых германских звуковых фильмов;

  • 1929: роль - сэр Чарльз Баскервиль (Lord Charles Baskerville), немецкий детективный фильм «Собака Баскервиля» ("Der Hund von Baskerville"), в роли Ватсона - другой русский кино эмигрант - Григорий Серов;

  • 1930: роль - Российский посол в Дрездене, германская историческая драма "Концерт для флейты Сан-Суси" ("Das Flötenkonzert von Sans-souci"): в одной из ролей - Владимир Соколов;

  • 1932: роль - полицейский, германская драма "Распутин, демон женщин" ("Rasputin, Dämon der Frauen"), в фильме на русскую тему нашлась только еще одна роль для русского кино эмигранта, такая роль досталась Александре Зориной, а один из 3-х сценаристов - Осип Дымов.

Германо-чехословацкий звуковой фильм 1932-го года - "Тысяча за одну ночь" ("Tausend für eine Nacht"), премьера которого состоялась 10 января 1933 года, стал пПо происхождению Александр Мурский - из русской еврейской семьи. А вообще, про происхождение, родителей и семью Александра Мурского на данный момент КиноБлогу известно ничтожно мало.

Сниматься в кино он начал очень поздно (см. ниже), поэтому даже из кадров кино его молодым не найти.


Последним фильмом в карьере Александра Мурского как кино актера стала:

  • музыкальная комедийная мелодрама "Тысяча за одну ночь" ("Tausend für eine Nacht", 1932), где он он сыграл эпизодическую роль.


Этот германо-чехословацкий звуковой фильм, премьера которого состоялась 10 января 1933 года, снимался на чешском курорте в городе Марианске-Лазне (прим. КиноБлога: тогда это был город Мариенбад).

Через 3 недели после премьеры, 30 января 1933 года в Германии к власти пришли нацисты.

И с началом эры звукового кино и началом темной эпохи власти фашистов в Германии закончилась карьера талантливого и неистового кино актера Александра Мурского.

Про про увлечения

Главным увлечением Александра Мурского на протяжении всей жизни так и оставался театр.

Уже будучи в пожилом возрасте, он продолжал давать творческие вечера и устраивать антрепризы.

Например, уже когда началась 2-я мировая война, 4 марта 1939 года и 23 марта 1940 года в зале Русской консерватории в Париже Александр Мурский провел персональные творческие вечера в честь своего 70-ти летия.


Последний путь


Александр Мурский (Alexander Murski) умер в возрасте 73-х лет, в апреле 1943-го года в г. Тулуза, регион Миди-Пиринеи или Юг-Пиринеи, Франция.

Прим. КиноБлога. Более точная дата смерти Александра Мурского неизвестна. Так же, как и место его захоронения.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page