• Из Киева в Ригу через Германию

Который не Дима

Пост обновлен 19 дек. 2020 г.

Этот пост КиноБлога запрещён к копированию. Охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Цитирование возможно, но с обязательным указанием ссылки на первоисточник. Проект RU KinoStarz®


Знакомые с российским шоу-бизнесом, прочитав его фамилию, могут задаться вопросом: "А не родственник случаем ли он нашему Диме Маликову?". КиноБлог отвечает: нет, не родственник, а просто однофамилец; герой нашего поста - из немецкого "кинопрошлого", но с русскими корнями.

Немецкий, французский, латвийский, советский и русский кино и театральный режиссер, сценарист и актер Николай Маликов (Nikolai Malikoff) родился в 1874-м году в г. Киев, Киевская губерния, Российская империя (ныне г. Киев - столица независимой Республики Украина).

Прим. КиноБлога. Более точная дата рождения Николая Маликова на настоящее время публично не известна.

Полное имя при рождении - Николай Петрович Маликов.

Творческих псевдонимов фактически не имел, лишь "облагородил" по-европейски свою родную фамилию в части окончания - с "-ов" до "-офф".

На латинице распространен следующий вариант написания его имени и фамилии - Nicolas Malikoff.

Наиболее известный однофамилец Николая Маликова из актерской среды:

  • Николай (Максимович) Маликов (21.06.1948 -) - советский и российский актер и артист озвучания, выпускник ВГИКа, Заслуженный артист РФ (2000).

Николай Маликов, о котором идет речь в этом посте КиноБлога - один из пионеров русского кино. Его вклад в раннюю российскую киноиндустрию недооценен. Одна из причин - это утерянные негативы и позитивы: практически все его киноработы до отъезда в эмиграцию в настоящее время считаются утерянными. Но ситуация меняется...

Прим. КиноБлога: Какие чудеса случаются уже в наши дни, и какие секреты, связанные с творчеством Николая Маликова, появились как из бабушкина сундука из российских и европейских архивов - читайте этот пост КиноБлога далее.

Про родителей и семью

По происхождению Николай Маликов - из русской семьи, отдельные источники в СМИ приписывают ему украинское происхождение и имя "Микола".

Родители Николая Маликова:

  • Отец - Пётр Маликов.

  • Мать - ?

Была ли супруга у Николая Маликова или нет, данные у КиноБлога в настоящее время отсутствуют, но одно время он поддерживал отношения с актрисой Ольгой Гзовской, на тот момент супругой Владимира Гайдарова.

Прим. КиноБлога. 47-ми летний Николай Маликов снял как режиссер в главной женской роли Ольгу Гзовскую в своей 1-й германской кинокартине.

Другие личные данные Николая Маликова, данные про его семью и детей публично при жизни не раскрывались и сейчас требуют отдельного исследования.

Про образование

Про образование Николая Маликова КиноБлогу на настоящий момент не известно ничего.

Но исследовательская работа ведется. Следите за нашими публикациями.

Карьера в кино. Начало

Известно, что Николай Маликов начинал свою творческую карьеру как театральный актер ещё в Российской империи - он стал работать в русском театре с 1896-го года, с возраста 22 года. Служил в основном в театре Незлобина, вернее, театрах (см. далее). И именно в этот период работы у Николая Маликова сформировалось "неровное дыхание" к столице Латвии Риге, куда затем по ходу своей короткой жизни он ещё вернется - пару раз.

Прим. КиноБлога. Театр Незлобина — по сути, это 4 театра, с эволюцией во времени: 1) 1-й в Риге - 1902- 1909-й годы, где антрепренёр, режиссёр и актёр Константин Николаевич Незлобин был по сути продюсером русского театра Риги, и во многом благодаря его организационному таланту к деятельности этого театра удалось привлечь много профессиональных актёров; 2) его частный театр в Москве, 1909-1911-й годы в Москве; 3) этот эе театр, но переехавший в Санкт-Петербург; 4) театр большевистского периода: 1917-1922, когда театр насильно трансформировали, сливали с другими, окончательно растворив в новом времени.

Конец 19-го - начало 20-го века, - как известно, - стал периодом консолидации театральных деятелей в российском обществе:

  • 1897 - 1-й всероссийских съезд сценических деятелей,

  • 1906 - 1-й съезд драматических писателей и музыкантов,

  • 1908 - 1-й съезд режиссеров.

В последнем из упомянутых, состоявшемся в феврале 1908-го года в Москве, его участником становится и Николай Маликов. Уже в это время его тянет из актерской профессии в режиссуру. В это же время он проявил интерес и к русскому кинематографу. С начала 1910-х годов дискуссии о постановочном театре и уже забурлившем зарождающемся русском кинематографе всё активнее поддерживаются русской прессой. В конце 1910-х годов Николай Маликов и пришел в кино - сначала в качестве помощника режиссера, а спустя несколько лет, в 1914-м, ему доверили место режиссера.

Прим. КиноБлога. Более точно год начала кинокарьеры Николая Маликова не известен как раз по причине, что он начинал работать в киногруппах со среднего звена, записи по таким членам киногрупп в то время почти не велись.

В 1915-м году Николай Маликов выступил ассистентом на нескольких фильмах Владимира Гардина, положительно оцененных прессой. В этот год, летом, Владимир Венгеров как раз открыл совместно с Владимиром Гардиным кинематографическое дело.

И Николай Маликов переходит на работу в эту кинофабрику, и с осени 1915-го года начинает снимать фильмы как режиссер самостоятельно.

Про эмиграцию в Латвию

Как и многих русских эмигрантов, погнали Николая Маликова за границу революционные изменения 1917-го года, последовавшая вслед за октябрьским переворотом 1917-го года гражданских войн и чрезвычайно тяжелая экономическая ситуация в России (1918-1920) в России - Николай Маликов покинул Россию в направлении Латвии, чтобы устроить там свои спектакли в Риге.

Когда Николай Маликов собрался покинуть Россию, она уже успела стать и Советской Россией и СССР, и последней актерской работой Николая Маликова на родине явился короткометражный агитационный фильм Чеслава Сабинского "Деревня на переломе" (1921, альтернативные названия: "Засевайте поля", "Долг платежом красен", "Хлеб", производство - Слонфильм / ВФКО, 3-я фабрика, бывшее ателье Иосифа Ермольева).

Прим. КиноБлога. Справка. 15 января 1920 года советская пресса рапортовала: "Завершена национализация фотокинопромышленности. В ведение ВФКО поступили следующие кинофабрики: 1. Ателье А. А. Ханжонкова — в дальнейшем 1-я фабрика „Госкино“. 2. Ателье Скобелевского комитета — 2-я. 3. Ателье И. Н. Ермольева — 3-я. 4. Ателье Т/д „Русь“ — 4-я. 5. Ателье „Экран“ В. А. Талдыкиной — 5-я. 6. Ателье Д. И. Харитонова — 6-я. Кроме того, в ведение ВФКО перешли некоторые другие фотофабрики."

После съемок в этом фильме Николай Маликов покинул СССР и с 1921-го года работал уже в Рижском театре русской драмы.

Про эмиграцию в Германию и Францию

Но вскоре Николай Маликов получает выгодное предложение из Германии и весной 1921-го года эмигрирует дальше на запад - в Германию, в Берлин.

Первое время Николай Маликов курсирует между Парижем и Берлином, но в 1922-м году оседает в Берлине, где вскорости поставит свой 1-й немецкий фильм как режиссер (см. ниже).

В Германии Николай Маликов вернулся к лицедейству, но не на сцену, а в кино. По сути, здесь в 1922-м состоялся его киноактерский дебют.

Во Франции Николай Маликов также приобщился и к преподавательской деятельности - короткое время он руководил киноотделением при Русской консерватории в Париже.

На съемки отдельных фильмов Николай Маликов уезжал из Берлина во Францию.

Продолжение карьеры в Европе

Первыми фильмами Николая Маликова как кинорежиссера в Европе стали 2 германских фильма:

  • «Псиша, танцовщица Екатерины Великой» (Германия, 1923), по мотивам пьесы Юрия Беляева (про фильм читайте подробнее в P.S.);

  • «Вешние воды» ("Frühlingsfluten", Германия, 1924), адаптация произведения Ивана Тургенева в редакции Сергея Полякова; в главных ролях такие русские кино эмигранты как Осип Рунич и Диана Карени.

Премьера дебютного европейского фильма Николая Маликова «Псиша, танцовщица Екатерины Великой» состоялась в середине августа 1923-го года в Tauentzien-Palast в Берлине (прим. КиноБлога: на фото справа - это здание как оно тогда выглядело, ныне не существует), фильм представлял сам продюсер - Дмитрий Харитонов.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Общее мнение по кинокартине, вызвавшей разнополярную реакцию, выработалось в итоге тогда так: "За истекший год (прим.: 1923-й) русская кинематография в эмиграции сделала большой шаг вперёд, и "Псиша" останется в памяти как этап борьбы за признание русского искусства за границей".

Как бы то ни было, но в 1924-м Николай Маликов уже известный режиссер и недавно созданный "Цезарь-Фильм" (прим. КинБлога: зарегистрирована в Берлине весной 1923-го года 3-мя кинопродюсерами из России - Дмитрием Харитоновым, Григорием Рабинови­чем и Владимиром Венгеровым) запускает с ним в подготовку к производству и производство свой 1-й, а для Николая Маликова-режиссера - 2-й европейский фильм: "Вешние воды".

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Одна из русских эмигрантских газет сообщала: «Входящий в “Цезарь-Фильм” производст­венный отдел “Харитонов-Фильм” приступает к постановке фильма “Вешние воды”. Для этого приглашен популярный в кинематографическом мире режис­сер Н.П. Маликов, ведущий ныне переговоры с рядом видных русских и немецких артис­тов кино. “Цезарь-Фильм Концерн” настоящим доводит до сведения, что режиссер Н.П. Маликов принимает ежедневно от 4 до 5 часов в бюро Общества».

Как европейский актер Николай Маликов дебютировал раньше, чем режиссер, в 1922-м снявшись в 2 фильмах, французском и немецком, но затем на 3 года от съемок в кино отошел. Вот эти два фильма:

  • французская черно-белая немая драма "Плачущий человек" ("L'homme qui pleure", 1922), эпизодическая роль, премьера в Париже - 29 июля 1922 года;

  • немецкая черно-белая немая драма Фредерика Зелника (супруг Лии Мары) - "Униженные и оскорбленные" ("Erniedrigte und Beleidigte", 1922), роль 2-го плана, в фильме также снялись - Лия Мара, Лидия Потехина и Татьяна Тарыдина, премьера - 1 сентября 1922 года в Берлине.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Период работы Николая Маликова в кино измеряется в 20 лет, где просматриваются 4 эволюционных этапа:

  • ассистентская работа в царской России - 7 лет (1908 - 1915);

  • режиссерская и актерская работа в Российской империи - 3 года (1915 - 1917):

  • режиссерская, сценарная и актерская работа в советский период - 3 года (1918 - 1921);

  • режиссерская и актерская работа в европейской эмиграции - 10 лет (1921 - 1930).

Если же классифицировать период активности Николая Маликова в кино по территориальному признаку, то получится так:

  • русско-советский период - 12 лет (1908 - 1921);

  • адаптация в Европе после эмиграции - 1 год (1921 - 1922);

  • европейский период - 9 лет (1922 - 1930).

Но, самое главное, как ни тасуй информацию, Николай Маликов - один из пионеров кинематографического дела в России.

Понятно, что на ТВ Николай Маликов никогда не снимался и не работал, попросту не дожил до массового его внедрения.

В кино Николай Маликов отметился в 2-х профессиях - как режиссер, а потом еще и как актер (прим. КиноБлога: одна его известная сценарная работа, в принципе, не в счет). На единственной публично доступной фотографии без грима, которая использована КиноБлогом в коллаже к посту, Николай Маликов запечатлен в возрасте 42 года (фото сделано в 1916-м году) и подписан под фото как режиссер.

На режиссуре Николай Маликов остановился в 1928-м году, уже будучи в эмиграции с десяток лет. Вероятно, причиной послужил его сгоревший фильм (читайте далее об этой трагичной истории), который и стал последним в его кинокарьере как режиссера.

Точное количество фильмов, которое поставил в России Николай Маликов, не поддается подсчету всвязи с их почти полной утратой, но в открытых источниках фигурирует чаще всего цифра 26. Считается, что именно столько он поставил их в киноателье Владимира Венгерова. Кстати, высокая продуктивность и завидное постоянство для тех времен. Обычно и режиссеры и актеры/актрисы очень легко флуктуировали в то время от одного продюсера к другому. Это было распространено повсеместно, не только в Российской империи.

Считается, что за исключением фильма «Магнолии» (Магнолия), остальные его фильмы, снятые в России, были не особо успешными.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По мнению отдельных историков кино в некоторых фильмах («Скерцо дьявола», «Улыбка медузы») Николаем Маликовым были применены новаторские приёмы: «Чтобы создать большое впечатление глубины и воздуха, режиссёры поднимали аппарат выше обычной точки зрения человеческого глаза и тем самым как бы опрокидывали в кадр огромные плоскости пола гостиных и зал <…> этот приём вносил в фильм всякий раз неожиданный изобразительный эффект, придавая объёмность сцене и рельефность действующим персонажам».

Но как европейский режиссер Николай Маликов прославился. Эта часть фильмографии у него короткая, зато точная - 4 полнометражных фильма но каждый фильм, это достижение, включая и последних два:

  • «Советники жизни» ("Zaungäste des Lebens", Германия, 1925);

  • «Панам - это не Париж» или "Апачи в Париже" («Paname n`est pas Paris», Германия / Франция, 1928).

Немецкие и французские кино продюсеры и режиссеры попали под влияние впечатляющего в те годы внешнего вида Николая Маликова и в 1920-е он стал востребованным русским актером в Европе почти наравне с Иваном Мозжухиным и Александром Мурским.

Снялся в Европе Николай Маликов в 24-х фильмах, в основном в Германии. Самые значимые его роли:

  • «Любовное приключение Распутина» ("Rasputins Liebesabenteuer", Германия, 1928), режиссер Мартин Бергер (Martin Berger), роль - Григорий Распутин, в других ролях - Диана Карени, Александр Мурский, Наталья Лысенко, Михаил Разумный, Александра Зорина, Юля Триденская и другие;

  • «Президент» ("Der Präsident", Германия, 1928), режиссер - итальянец Геннаро Ригелли (Gennaro Righelli), в главной роли - Иван Мозжухин, у Николая Маликова - роль Кондэ де Вальдеса (Conde de Valdez);

  • «Не унывай, Чарли!» («Kopf hoch, Charly!» (Германия, 1927), режиссер Вилли Вольф (Willi Wolff), роль - князь Платонов (Prince Platonoff).

В «Любовном приключении Распутина», премьерный показ которого состоялся в Берлине 12 сентября 1928 года, он сыграл одну из своих немногих главных ролей - известного исторического персонажа по фамилии Распутин. Образ зловещего монаха, созданный Николаем Маликовым, стал с тех пор классическим для мирового кино - всё благодаря успеху этого фильма в мировом прокате (а фильм пережил премьеры во многих европейских странах и в Америке (США и Бразилия). Премьеры длились несколько лет, а самая последняя из известных, в Дании, состоялась 8 июня 1931 года, спустя полтора месяца после смерти Николая Маликова в Риге (см. далее).

Считается, что Николай Маликов оставил кинематограф и вернулся в Латвию в 1930-м году (прим. КиноБлога: где вскорости умер, см. ниже) из-за того, что когда кино стало массово трансформироваться из немого в звуковое, он как актер с акцентом потерял работу.


Но, возможно, причина на самом деле в другом, ведь в год, когда он ушел из кино (1929/1930), он снялся аж в 4 кинолентах, в 2-х французских и 2-х немецких.

Дополнительные детали творческой биографии Николая Маликова последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz.

Последний путь

Николай Маликов умер в возрасте 57 или 58-ми лет 20 апреля 1931 года в г. Рига, Латвийская Республика.

Место его захоронения КиноБлогу не известно.

P.S. Наследие Николая Маликова

За 2 последних года 2 режиссерские киноработы Николая Маликова были открыты миру заново. Найдены они в архивах и фондах наверно, чудесным образом, а вот восстановлены и осовременены уже стараниями и талантом людей нынешних. Причем, реставрация обоих художественных фильмов была проведена не в России, а в Германии и США соответственно.

Так что можно сказать, творчество Николая Маликова, спустя почти сто лет, возвращается к зрителю из небытия.

1-й из двух показали у себя немцы. Они же эту кинокартину полностью оцифровали и отреставрировали, и заказали к нему оригинальный саундтрек. Теперь это не немой черно-белый фильм, а фильм с музыкой и интертитрами.

Речь идет про франко-германскую трагикомедию «Панам - это не Париж» ("Paname... n'est pas Paris", 1928), которая в оригинале называлась "Апачи в Париже" (" на немецком это название звучало как "Die Apachen von Paris", а на английском, для проката в США - ("Apaches of Paris").

Произвела 108-ми минутный фильм студия Alliance Cinématografique в Париже по заказу ныне легендарной Ufa, причем, продюсеры (среди которых главным был Симон Шиффрин) были вынуждены переснимать фильм дважды, т.к. 1-й, почти смонтированный негатив, был уничтожен пожаром, случившимся в четверг 31 июля 1927 года в монтажной комнате киностудии G. M. Film в Бийанкуре, где фильм в ту ночь доклеивали.

Николай Маликов выступил в этом фильме режиссером-постановщиком, а также сыграл одну из ролей - Джона Румпла (John Rumple). В производстве фильма помимо Симона Шиффрина, ему помогали следующие русские кино эмигранты: Николай Топорков (оператор), Владимир Мейнгард (художник-постановщик), Георгий Лампин (помощник режиссера).

Мировая премьера этого восстановленного фильма Николая Маликова состоялась в рамках 8-го по счету ежегодного мероприятия UFA Film Nights, представленного холдингом Bertelsmann и его дочкой UFA в Берлине вечером в пятницу 24 августа 2018 года на Музейном острове, завершая 3-х дневную программу показов ранних жемчужин кинематографа под открытым небом и с живой музыкой.

Коротко о сюжете и новой версии фильма: американские пуритане с морализаторской миссией в ветхих районах Парижа подвергаются всевозможным соблазнам. Музыку к фильму сочинила и представила публике всемирно известная голландская композитор и пианистка Мод Нелиссен (Maud Nelissen) вместе со своей группой The Sprockets.

Прим. КиноБлога. Справка. UFA Film Nights стали кинематографически-музыкальной изюминкой культурного лета Берлина со специально собираемым по этому случаю сценическим оркестром и большим экраном, установленным для него же в Kolonnadenhof на Музейном острове, объекте Всемирного культурного наследия. Bertelsmann и UFA сформировали и продолжают традицию представления выдающихся кинематографических произведений в историческом архитектурном окружении. Каждый такой вечер собирает более 1000 гостей.

2-й из двух найденных и восстановленных фильмов Николая Маликова - "Псиша" - показали на родине. Хотя сам фильм "откопали" и отреставрировали в США. Премьерный показ мелодрамы состоялся 11 марта 2019 года в Москве в кинотетаре "Иллюзионе", что располагается в сталинке на Котельнической набережной 1/15. В рамках одной из 2-х постоянных рубрик - «Архивные находки» - этот фильм показали во время XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы».

Прим. КиноБлога. Справка 1. Премьерный показ фильма «Псиша» стал возможен благодаря копии, отреставрированной в киноархиве музея Джордж Истмен Мьюзиум (The George Eastman Museum, музей основателя знаменитой фирмы Кодак), Рочестер, штат Нью-Йорк, США, и полученной Госфильмофондом в порядке обмена по линии ФИАФ .

Прим. КиноБлога. Справка 2:

  • оригинальное название фильма: "Псиша, танцовщица Екатерины" ("Psicha, die Tänzerin Katherina");

  • оригинальное производство: 1922, Германия, 98 мин., вираж, немой;

  • в ролях: Ольга Гзовская, Евгения Хованская, Осип Рунич, Михаил Тарханов, Михаил Чернов и др.;

  • продюсер: Дмитрий Харитонов;

  • художник-постановщик: Абрам Гончарский;

  • оператор: Вольдемар (Владимир) Сиверсен;

  • режиссер: Николай Маликов;

  • автор сценария: Мария Токарская.

В истории русского кинематографического зарубежья 1-й волны этот фильм пока остается малоизученным, несмотря на созвездие имен, включая имя Николая Маликова, но теперь лёд тронулся, в том числе и благодаря участию КиноБлога. Ждите подробности.

Николай Маликов (Nikolai Malikoff) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

Недавние посты

Смотреть все

Выехавшая

С отзывами и предложениями - сюда:

или через форму обращения здесь

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке

интернет-мира!

---***---
  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram
Смотрите контент DMSD на AppleTV
Смотрите контент DMSD на Dailymotion
Смотрите контент DMSD на Vimeo

Правила Amazon Prime 

DMSD на iOS

Правила Vimeo VOD

DMSD на Windows Mobile

Инфопартнёры DMSD

Правила RokuTV

DMSD на SmartTV

Права, правила и цифровая безопасность

© 2010-2021

DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS,

KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding